Skip to content
Главная | Наследовательное право | Содержание дошкольного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха

Глава 5. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

В данное время в практике обучения глухих и слабослышащих детей рекомендуется брать за основу программы, редактором и одним из авторов которых является Людмила Петровна Носкова: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста; 2 Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста.

Программы предназначены для работы с детьми преддошкольного и дошкольного возраста от 1,5 —2 до 7 лет, воспитывающихся в СДОУ и яслях-садах, детских домах, группах дошкольных учреждений общего типа. Программы рассчитаны на 5 лет обучения и содержат необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей: Содержание обучения и воспитания реализуется в разных направлениях работы, обеспечивающей разностороннее развитие дошкольников и подготовку к школе.

Специфика содержания КПР заключается в том, что учебный материал сгруппирован в разных разделах по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения и отрабатываются в процессе разных видов деятельности с помощью единых речевых средств. Усвоение программных требований и сведений об окружающем мире осуществляется тремя способами: Содержание КПР представлено в 9 разделах программы, которые тесно связаны между собой и в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям умственное развитие, физическое, нравственное, эстетическое воспитание, обучение словесной речи, развитие остаточного слуха.

Некоторые дети поступают в ДОУ со 2 года обучения. Поэтому содержание КПР и программные требования 1-го года обучения в какой-то мере повторяются на 2-ом году. Вначале представлены разделы, направленные на обеспечение основной задачи воспитания и обучения дошкольников — физическое развитие, развитие основных движений, охрану здоровья детей и организацию их быта в специальном дошкольном учреждении.

Затем излагаются содержание работы и требования к ней по основным видам деятельности дошкольника. Самостоятельным разделом программы представлена коррекционная работа по развитию речи - развитие остаточного слуха и обучение произношению. Реализация содержания КПР по физическому воспитанию способствует укреплению здоровья детей, их правильному физическому развитию, формированию двигательных навыков, развитию основных двигательных качеств ловкости, быстроты, точности, силы мышц и др.

Содержание КПР по физическому воспитанию 1 отвечает оздоровительным задачам, способствует закаливанию и укреплению организма, предусматривает планомерное обучение основным движениям; 2 направлено на коррекцию недостатков моторного и физического развития и профилактику отклонений например, в осанке. В процессе работы по физическому воспитанию используются физиологически оправданные, интересные детям упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, упражнения с предметами и без них.

Предусматривается широкое использование разного гимнастического оборудования гимнастической стенки, скамеек, мостика-качалки и др. Особое место занимают специальные коррекционные упражнения. Они направлены на тренировку функции равновесия, развитие мышц, формирующих правильную осанку, мышц свода стоп, развитие дыхания, нормализацию двигательной активности и координации. Содержание КПР по физическому воспитанию реализуется на зарядке, занятиях по физической культуре, в подвижных играх, на занятиях по развитию движений в групповой комнате и во время прогулки.

Содержание КПР по физвоспитанию предполагает постепенное усложнение материала по годам обучения - от накопления двигательного опыта к целенаправленному обучению основным движениям и технике их выполнения, подвижным играм, тренировке двигательных качеств. Каждое занятие включает коррекционные упражнения. На всех годах обучения, в зависимости от того, как дети владеют речью, занятия сопровождаются речевой инструкцией, включающей как отработанный, часто встречающийся на других занятиях словарь, так и словарь специфический, обозначающий физкультурное оборудование и инвентарь и действия с ними.

Специальная работа с детьми по запоминанию используемых физкультурных терминов на занятиях по физической культуре не ведется, речевые инструкции должны быть краткими, не в ущерб моторной плотности занятий и их основным задачам. Физическое воспитание детей с нарушенным слухом в СДОУ пронизывает всю систему их обучения и находит свое отражение в работе дефектолога фонетическая ритмика, динамические паузы , в музыкальных занятиях, в трудовом воспитании, а также в организованной взрослыми самостоятельной двигательной деятельности детей.

Содержание этой работы направлено на совершенствование трудовых умений, на углубление получаемых ребенком представлений о труде взрослых. Трудовое воспитание осуществляется на специальных занятиях и в процессе других видов деятельности. Это труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Основными методами трудового обучения в первые два года являются: В дальнейшем наряду с показом вводится объяснение, распределение обязанностей и планирование предстоящей работы, оценка отношения к труду и его результатов.

Речь обслуживает данный вид деятельности, но занятия по труду не должны подменяться занятиями по развитию речи. Вся организация воспитательно-образовательного процесса в СДОУ ставит ребенка в такие условия, когда он должен вместе со всеми участвовать в посильном труде по самообслуживанию, в быту, включаться в дежурства.

Занятия по трудовому воспитанию проводятся со второго года обучения и распределяются следующим образом: Коррекционно-педагогическая работа предусматривает занятия по обучению сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм. На 4 и 5 годах обучения сюжетно-ролевым играм отводится две трети учебного времени, дидактическая игра как вид занятия проводится 1 раз в неделю. Но подготовительные дидактические игры и упражнения как метод обучения продолжают использоваться на других занятиях.

Подвижные игры проводятся и в свободное время, а также на занятиях по физическому воспитанию. Занятия с детьми по обучению игре проводит воспитатель в игровом уголке. В качестве методических приемов в первые 2 года обучения применяется обыгрывание игрушек и показ игровых действий, используются совместные действия ребенка и педагога. В последующие годы обучения особое значение приобретает руководство детьми при планировании ими игр, распределении ролей, использовании предметов-заместителей.

Необходимо, чтобы в процессе подготовки к играм у дошкольников с нарушенным слухом возникало стремление воплотить в игре то, что они видели в жизни: Несмотря на то что обучение игре проводится в условиях занятия, дети должны чувствовать себя свободно, располагаться так, как им удобно. Игра имеет большое значение для развития речи глухих детей, однако, обучая их играм, ни в коем случае нельзя подчинять задачи развития игровой деятельности требованиям формирования речи.

Речь должна естественно вплетаться в содержание самой игры. Обучение должно способствовать развитию самостоятельной игровой деятельности на прогулке, в свободное от занятий время в игровой комнате , ежедневно обогащать ее и направлять. Изобразительная деятельность и конструирование.

Эти задачи решаются в процессе проведения дидактических игр, занятий по конструированию, лепке, рисованию, аппликации, ознакомления детей с произведениями искусства. Первый год обучения является подготовительным. Задача 2-го года обучения - становление у детей самостоятельных предметных изображений по образцу, с натуры и по представлению ; 3-го года обучения - формирование собственного замысла детей, подготовка к сюжетным изображениям; годов обучения - развитие сюжетного изображения, замысла, творческого подхода к изобразительной деятельности.

Наряду с этим происходит уточнение восприятия предметов и их свойств, формирование представлений о них; совершенствование восприятия произведений искусства, формирование оценочного отношения к ним; усвоение приемов и навыков изобразительной деятельности, соответствующего речевого материала. Занятия проводятся фронтально, но поощряется самостоятельное конструирование, рисование вне занятий.

Основная группа слов, подлежащих усвоению на этих занятиях, - названия изображаемых предметов, явлений, их свойств и отношений названия цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений ; следующая группа слов - названия материалов, орудий изобразительной деятельности, действий. Трминологический словарь употребляется в предложениях типа: Рисуй шар побуждение ; Можно рисовать шар?

Кроме того, каждое слово, с целью отработки его грамматической формы и значения, должно употребляться в различных словосочетаниях. Возьми красный, синий, желтый карандаш. Какого цвета карандаш тебе еще нужен? Собери карандаши и т. Занятия по изобразительной деятельности проводятся воспитателем, они связаны с игрой, ознакомлением с окружающим, развитием речи, ручным трудом, ФЭМП. Задачей КПР является проведение ознакомление с внешним видом, строением и сферой функционирования необходимых в жизни человека предметов, с условиями существования самого человека и животных.

В содержание работы входит последовательное изучение предметов и явлений, объединенных общей темой.

содержание дошкольного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха Мог

В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях. В ходе наблюдений и в процессе овладения действиями с предметами дети усваивают и необходимый речевой материал. Однако работа над словом, фразой должна быть продолжена на занятиях по развитию речи. На 1-ом и отчасти на 2-ом году обучения темы занятий по ознакомлению с окружающим и замятий по развитию речи в основном совпадают, тем более что акцент переносится с наблюдений за предметами на действия собственно речевые, т.

В этом и заключается связь между данными разделами. На 3, 4, 5 годах обучения расширяются и обобщаются сведения по изученным ранее темам, часть из них уже сообщается речевыми средствами, темы либо укрупняются, либо конкретизируются. Работа ведется в направлениях, которые обеспечивают усвоение минимума обществоведческих, природоведческих, математических знаний.

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся воспитателем. Речевой материал для них планируется совместно с учителем-дефектологом, используется общий словарь, изложенный в программе по развитию речи. Программа предлагает для каждого года обучения 25 основных тем с учетом интереса детей дошкольного возраста и сферой их деятельности.

Постепенное усложнение намеченных тем определяется объемом словаря, отражающего их содержание: Предусмотренные программой слова даются преимущественно во фразовом материале. Помимо фраз разговорного типа отрабатываются специально подобранные высказывания с типовыми синтаксическими структурами, что позволяет детям практически овладевать грамматическим строем языка.

В программе, начиная со 2-го года обучения, представлено 10 типовых структур предложений с их усложняющимися вариантами. На 1 - 2-ом году обучения детей учат глобальному чтению слов на табличках, слухо-зрительному восприятию произносимых педагогами слов, фраз, самостоятельному приближенному произношению предъявляемого речевого материала в конкретных речевых ситуациях. Ведется подготовительная работа к усвоению дактильного слова.

На 3-ем году детей учат аналитическому дактильному чтению слов, данных печатным шрифтом на табличках, устно-дактильному проговариванию, самостоятельному дактилированию усвоенного речевого материала, использованию речи в устной форме. Ведется накопление новых слов и фраз при их устно-дактильном восприятии и воспроизведении. В последующие годы идет работа по формированию речи в разных формах. Дактилология используется как вспомогательное средство для овладения чтением, осознанным говорением, письмом.

КПР направлена на обогащение детского развития, коррекцию вторичного нарушения; она позволяет также упорядочить накапливаемый стихийно в разных условиях речевой материал. Требования к речи, ко всем ее сторонам и формам, сформулированные в программе, а также объем речевого материала, представленный в общем словаре, являются ориентиром для работы по развитию речи во всех остальных разделах программы. Первый год является диагностическим. В случае затруднения в работе с ребенком после первого года обучения он может быть направлен на ПМПК для дополнительного обследования.

Учебный материал в программе представлен для каждого года обучения и внутри года разбит поквартально три квартала в каждом учебном году.

Удивительно, но факт! Ведущие дидактические принципы лежат в основе организации процесса воспитания и обучения плохослышащих детей и реализуются в практике с учетом коррекционной направленности этого процесса.

Со второго года обучения для каждого квартала даны темы и словарь, которым строго регламентируется объем материала по той или иной теме. Глаголы в словаре представлены, как правило, в двух формах, что показывает последовательность их употребления в речи например, первоначально в словаре дается глагол иди, а через несколько слов - идет как новое слово. Большинство глаголов на первом и втором году обучения используется только в повелительном наклонении например, поставь, покажи.

Словарь первого года обучения входит в общий объем слов, предусмотренный на весь период обучения.

Способ расположения слов в этом перечне отражает тематический принцип предъявления учебного материала. Глаголы даны вначале, так как они обслуживают различные виды деятельности дошкольника и часто повторяются. Затем следуют глаголы с более ограниченной сферой употребления. В общем словаре глаголы представлены в двух формах: Глаголы в инфинитиве должны предъявляться во всех необходимых по логике глагольных формах.

Что будем делать с полученным материалом:

Предложенный словарный материал обслуживает разные виды деятельности ребенка и должен использоваться на всех занятиях, а не только на занятиях по развитию речи. Развитие слухового восприятия и обучение произношению. Цель КПР - развитие у детей навыков восприятия на слухозрительной и слуховой основе и воспроизведения устной речи.


Читайте также:

  • Порядок наследования по завещанию. форма завещания
  • Кто должен оплачивать штраф за нарушение пдд организация или водитель
  • Ипотека втб в хабаровске
  • Расторжение брака загс екатеринбург официальный сайт
  • Возврат возмещенного из бюджета ндс при продаже основного средсва
  • Как вернуть права по ст 12 26