Skip to content
Главная | Семейное право | Семейное право в индии

Брачно-семейные отношения в Индии.

Предыдущая 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Следующая Брачно-семейным и наследственным отношениям - "вечным дхармам мужа и жены" - посвящен в шастрах ряд глав, в ЗМ в основном главы III, IX, в Арт. Все предписания "о дхарме мужа и жены" свидетельствуют о приниженном, подчиненном положении женщины в древнеиндийском обществе, в сохранившихся здесь еще в незыблемом виде больших, неразделенных патриархальных семьях-кланах, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью. В сфере семейных отношений наиболее отчетливо проявилось влияние социокультурных традиций, норм обычного права.

Об этом свидетельствует указание на восемь разноречивых форм брака, которые были распространены в Индии и которые шастры не могли не учитывать. Первые четыре, поощряемые брахманами, сводились в основном к выдаче отцом замуж дочери, "наделенной драгоценностями" с определенным приданым. Такова, например, форма, носящая название "брахма" ЗМ, III, 27 , которая вместе с тремя последующими "дайва", "арша", "праджапатья" противопоставляется браку "асура" - покупки невесты, признаваемому, но порицаемому наряду с браками по любви, без согласия отца и матери "пандхарва" , с похищением невесты "ракшаса" и с насилием над ней "пайшача".

опять семейное право в индии еще ребенок

Все эти формы сводились в результате к покупке невесты, будущей работницы в семье. Не случайно в шастрах первые четыре формы супружества предписывались брахманам и кшатриям, вайшию и шудре предписывался брачный союз с выкупом невесты. Брак с похищением невесты, заканчивающийся, видимо, тем же выкупом, входящий в прямое противоречие с другими его формами, - явный пережиток первобытного общества.

Таких противоречий, вызванных включением архаичных норм обычного права, в шастрах было множество. Провозглашение, например, денной и нощной зависимости женщины от мужчин отца - в детстве, мужа - в молодости, сына - в старости ЗМ, IX, 2,3 , соседствовало с утверждением, что мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз ЗМ, II, В ЗМ можно найти следы полиандрии, когда братья имели одну жену, ребенок которой считался сыном всех братьев IX, Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам.

Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства.

Брак в древней Индии

Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину ЗМ, IX, 52 - Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа жены и детей ЗМ, XI, Продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья видимо, в бездетные семьи получали все права прямых родственников в новых семьях. Жена считалась не только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Не случайно даже проданная жена не освобождалась от мужа ЗМ, IX, 46 , а право на нее в представлении древнего индийца сохранялось и за умершим мужем.

Традиционные установки, пережившие века, лежали и в основе запрещения повторных браков вдов ЗМ, IX, 64 и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа "сати". В случае смерти бездетного мужа жена должна была по требованию его родственников родить сына от деверя или другого близкого человека ЗМ, IX, , хотя эта архаичная норма обычного права также лишь допускалась, но не поощрялась и называлась в ЗМ дхармой, "свойственной животным" IX, Не поощрялось и многоженство мужчин.

Удивительно, но факт! Не следует обращаться с ней слишком грубо, потому что боги не примут жертвы от того, кто бьет жену ЗМ:

Но муж мог привести в дом другую жену, если первая не отличалась добродетелью, была привержена к пьянству, была злобна или расточительна ЗМ, IX, Обязанность жены - послушание и уважение мужа. Штраф женщине, непристойно ведущей себя, мог быть заменен поркой розгами на торговой площади.

Удивительно, но факт! Брак в древней Индии признавался для женщин священным и нерасторжимым, для вдов были запрещены вторичные браки, жена также не освобождалась от мужа ни в случае ее оставления мужем или даже продажи.

Это наказание усугублялось тем, что пороть женщину должен был чандал неприкасаемый Арт. Условия вступления в брак не запрещали ЗМ, IX, 88 , а скорее поощряли супружество несовершеннолетних, хотя Арт.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

III, 3 1 устанавливала для женщин возраст брачного совершеннолетия 12 лет и 16 лет - для мужчин. Межварновые браки не поощрялись, но допускались, когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена анулома , но строго запрещались браки женщин из высших варн с мужчинами низших варн пратилома. В полном соответствии с принципами индуизма развод запрещался дхармашастрами, но разрешался Арт. Известно наследование по закону и по завещанию. Шастры, как правило, исключали женщин из списка наследников семейной собственности, так же как и изгоев, больных, калек, слабоумных и пр.

Так, сын шудрянки и дважды рожденного не получал наследства, кроме того, что давал ему отец ЗМ, IX, Необходимо отметить, что правила наследования имущества умершего шудры были менее строги, допускали, например, к наследованию даже сына, рожденного от рабыни, если он был признан своим отцом ЗМ, IX, Лица, лишенные наследства, могли рассчитывать только на помощь в пропитании со стороны наследников.

Удивительно, но факт! Однако такое положение сложилось, по-видимому, сравнительно поздно. В более поздние времена развод для высших каст стал полностью невозможен.

Особая собственность женщин стридхана после ее смерти могла переходить по наследству всем детям, в том числе и дочерям. По смерти отца его имущество делилось поровну между сыновьями. Наследователь мог завещать часть имущества сыну дочери. При отсутствии детей, к наследованию призывались родственники умершего до 6-го колена.


Читайте также:

  • Примеры по убийству в состоянии аффект
  • Семейные отношения нормами права
  • Методы оценки уровня организации труда на предприятии
  • Суд страховая компания россия